Стандарты программирования на С++



Обсуждение


В C++ полный объект конструируется по одному базовому классу за раз.

Пусть у нас есть базовый класс В и класс D, производный от B. При создании объекта D, когда выполняется конструктор B, динамическим типом создаваемого объекта является В. В частности, вызов виртуальной функции В::Fun приведет к выполнению функции Fun, определенной в классе В, независимо от того, перекрывает ее класс D или нет. И это хорошо, поскольку вызов функции-члена D в тот момент, когда члены объекта D еще не инициализированы, может привести к хаосу. Только после завершения выполнения конструктора В выполняется тело конструктора D и объект приобретает тип D. В качестве эмпирического правила следует помнить, что в процессе конструирования В нет никакого способа определить, является ли B отдельным объектом или базовой частью некоторого иного производного объекта.

Кроме того, следует помнить, что вызов из конструктора чисто виртуальной функции, не имеющей определения, приводит к неопределенному поведению.

С другой стороны, в некоторых случаях дизайн требует использования "постконструктора", т.е. виртуальной функции, которая должна быть вызвана после того, как полный объект оказывается сконструирован. Некоторые методики, применяемые для решения этой задачи, описаны в приводимых ниже ссылках. Вот (далеко не исчерпывающий) список возможных решений.

Перекладывание ответственности. Можно просто документировать необходимость вызова в пользовательском коде постконструктора после создания объекта.

Отложенная постинициализация. Можно выполнять постинициализацию при первом вызове функции-члена, для чего использовать в базовом классе флаг типа bool, который показывает, был уже вызван постконструктор или нет.

Использование семантики базового класса. Правила языка требуют, чтобы конструктор наиболее производного класса определял, какой из конструкторов базовых классов будет вызван. Вы можете использовать это правило в своих целях (см. [Taligent94]).

Использование функции-фабрики. Таким способом вы можете легко обеспечить принудительный вызов функции-постконструктора (см. примеры к данной рекомендации).

Ни одна из методик постконструирования не является идеальной. Наихудшее, что можно сделать, — это потребовать, чтобы пользователь класса вручную вызывал постконструктор. Однако даже наилучшие способы решения данной задачи требуют отличного от обычного синтаксиса конструирования объекта (что легко проверяется в процессе компиляции) и/или сотрудничества с авторами производных классов (что невозможно проверить в процессе компиляции).

Стр.103




Содержание  Назад  Вперед